Одиночки
Наиболее ярким признаком, свидетельствующим о начале погружения человека в пучину car-audio, обычно становится появление «на борту» его машины усилителя.
Одноканальные модели (моноблоки) в современных условиях повальной многоканальности могут показаться родственниками динозавров. Но это лишь на взгляд человека, бесконечно далекого от автозвука.
При всей кажущейся простоте моноблоки по определению могут работать только в паре с каким-либо динамиком. В 99,9% случаев они образуют тандем с сабвуфером, отвечающим за передачу низкочастотных волн. Чтобы развивать хотя бы пару сотен ватт при сетевых 12–13 В, нужен по-настоящему действенный преобразователь напряжения. Но добиться серьезного увеличения выходной мощности при незначительном росте потребляемой и одновременно обеспечить достойное качество звучания не всегда просто. Кроме того, автомобильный усилитель работает в достаточно жестком тепловом режиме.
Одноканальные аппараты даже начального уровня заинтересуют тех меломанов, которые хотят добиться приемлемой передачи низкочастотных сигналов при сравнительно небольших затратах. В отличие от мультифункциональности узкая специализация позволяет достичь лучших результатов и оправдана с экономической точки зрения. Исходя из этого, многие производители автомобильного аудио не стремятся оснащать свои аппараты большим количеством дополнительных сервисов. В результате покупатель получает технически сбалансированный прибор, четко выполняющий конкретное предназначение. Хотя, конечно, чем дороже аппарат, тем по более широкому набору критериев он оказывается на высоте.
Большинство моделей, предлагаемых сейчас на рынке, способны обеспечить нормальное качество звучания, снабжены проводными пультами ДУ и грамотно спроектированными кроссоверами. Хотя при этом каждый усилитель бюджетного класса, как правило, может похвастаться достойными характеристиками лишь в одной «дисциплине»: например, демонстрирует высокую чистоту воспроизведения при не слишком внушительной мощности или наоборот.
Универсалы
Данные устройства завоевали особую популярность у начинающих автомеломанов (да и у матерых «зубров» тоже). Именно на базе «двушек» реально создать систему любой сложности — от простейшей (с одним усилителем) до самой «крутой». Зачем же тогда нужны аппараты с бoльшим количеством каналов? С ними инсталляция проще. Однако они устроены по принципу «все сразу», что не слишком удобно по экономическим или компоновочным причинам.
Говоря о прелестях двухканальных усилителей, прежде всего нужно упомянуть об отсутствии взаимного влияния каналов друг на друга: единственной паре некому мешать. Модель можно точно подобрать под конкретную задачу как по параметрам мощности, так и по набору функций. Кроме того, она предоставляет установщикам автомобильного аудиооборудования больше свободы, чем, например, четырехканальная.
Последнюю чаще всего размещают в багажнике рядом с сабвуфером. Если одна пара каналов такого усилителя работает на фронтальную акустику, приходится тянуть через весь салон длинные шнуры от головного устройства и ещё такой же длины провода — к динамикам. Когда для решения аналогичной задачи используют пару двухканальных усилителей, один из них размещают в передней части салона, избегая таким образом лишних затрат на сами провода и на работу по их прокладке. Но у этих устройств имеется один существенный недостаток — сравнительно высокая стоимость. За пару таких приборов придется заплатить больше, чем за один «четырехканальник» аналогичного уровня.
Минимальная розничная цена двухканального усилителя приемлемого качества — 2000 руб. Производители стараются делать модели максимально универсальными, способными работать и с фронтальной акустикой, и с сабвуфером. Но из-за жестких ограничений по параметру себестоимости подобные усилители не блещут качеством компонентов или богатыми возможностями настройки. Хотя фильтр низких и высоких частот обычно присутствует.
Характерно, что с ростом цены прослеживается явная тенденция моделей к специализации. У одних обнаруживается выраженный акцент в сторону воспроизведения басов и средних частот. Такие «двушки» чаще всего обладают приличным запасом мощности и имеют продвинутый полосовой фильтр. Другие оказываются «заточенными» под воспроизведение средневысокой части диапазона. Их мощность может быть относительно невелика, зато они обеспечивают прекрасное звучание за счет наличия хороших комплектующих и применения изощренных конструктивных решений.
Четверо сильных
В мире автомузыки, почти как в животном мире, существует множество всевозможных «организмов», приспособленных к существованию в той или иной «экологической нише». И четырехканальные усилители могут считаться довольно «высокоразвитым видом».
Конечно, эти приборы не так сложны, как их собратья с ещё бoльшим количеством каналов. Однако факт появления «четырехканальника» в арсенале автомобилиста буквально вопит о том, что владелец этой техники окончательно перешел в стан профессиональных ценителей car audio. Наличие подобного устройства, как правило, позволяет забыть о проблемах усиления звукового сигнала и его распределения по конечным акустическим потребителям. Одним из наиболее частых мотивов выбора такой модели становится желание потребителя добавить в аудиосистему сабвуфер. Для этого усилитель должен иметь достаточный запас мощности, а также кроссовер с двумя фильтрами, чтобы разделить диапазоны частот фронтальных динамиков и НЧ-головки.
Самые дешевые устройства данного типа можно приобрести, располагая всего 100 долл. Хотя, конечно, рассчитывать на выдающиеся характеристики не придется. Тем не менее недорогие модели достаточно популярны, поскольку позволяют при символических затратах добиться более высокой мощности и качества звука без смены головного устройства.
Многие «четырехканальники» за 200–250 долл. в отличие от бюджетных собратьев снабжены кроссоверами достойного качества, инверторами фазы и имеют другие полезные функции. К тому же их создатели уделяют самое серьезное внимание внешнему оформлению блока. Дизайнеры правят бал: покупатель требует, чтобы стоящая в багажнике их авто штуковина выглядела так, словно её предполагается устанавливать в центре торпедо.
Наконец, высшая каста среди лежащих на прилавках «четырехканальников» — аппараты стоимостью от 400 долл. Они, как правило, отличаются от остальных конструктивно: чаще всего представляют собой две «двушки» в одном корпусе. Уровень элементной базы у них существенно выше — сомнительные комплектующие попадаются крайне редко. Оснащение усилителей этого ценового сегмента позволяет строить гораздо более сложные системы, нежели типовые «фронт + сабвуфер» или «фронт + тыл». И тут уже можно говорить о многополосном усилении, когда, например, одна пара каналов работает с НЧ/СЧ-динамиками, а другая — с «высокочастотниками».